Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Франсуаза Саган. Здравствуй, грусть.

Я искренне сожалею, что не прочла это произведение "на заре туманной юности", когда и я и героиня романа Сесиль были ровесницами. Наверное, в моём уме, заточенном на принципах общечеловеческой нравственности и советской морали, произошла бы революция, и я взглянула бы на смысл жизни под другим углом. Я уверена, что моё духовное развитие сделало бы незапланированный скачок и вверх и вправо/влево, потому что развитие духа идёт на контрасте плохого и хорошего.

Судьба распорядилась так, что "Здравствуй, грусть" я прочла совсем недавно. Книжка карманного формата давно хотела моего внимания и часто попадалась мне на глаза, а я всячески оттягивала момент нашего тесного знакомства. Вместо неё рука (а потом и сердце) потянулась к другому роману - "Немного солнца в холодной воде". Это произведение Франсуазы Саган я иногда охотно перечитываю и буду ещё не раз перечитывать, чего не могу сказать о "Здравствуй, грусть".

Франсуаза Саган.jpg
Франсуаза Саган


Любители мистики скажут, что сама судьба оберегала меня от этого романа и ждала, пока мой разум и сердечный опыт не будут готовы к его восприятию. В моём знакомстве с творчеством Франсуазы Саган имелось белое пятно а именно непрочтение самой первой её книги, сделавшей имя 19-летней писательницы знаменитым.

Но вот роман "Здравствуй, грусть" прочитан. Белое пятно стёрто, только в душе остался  след досады и сожаления о том, что я уже никогда не узнаю свои впечатления периода юности.
Но - лучше поздно, чем никогда. Говоря честно, роман я читала очень медленно. Не потому что наслаждалась художественным стилем Саган и тянула удовольствие, и не потому, что необычный сюжет вызывал во мне желание задержаться мыслями и осмыслить прочитанное, и не потому, что у меня не было времени.

Не потому. Причина достаточно прозаическая - мне было скучно. Я пыталась представить себя, читающую эту книгу в 17 лет, но не получалось. Мой зрелый возраст впечатлился совершенно иначе, чем подростковый.

Уже с первых страниц стало ясно, что эта юная, умная, рассудительная, а по существу циничная и наглая девушка Сесиль сотворит какую-нибудь низость, подлость, преступление ... потому что её рассуждения были поданы автором так ярко и выпукло-художественно, что истинный характер Сесиль угадывался сразу.

Есть такое русское выражение "из грязи в князи". Эту точную и образную поговорку можно сделать эпиграфом романа. Проведшая детство и раннюю юность в закрытом католическом пансионате, Сесиль в 15 лет вырвалась на свободу - в лёгкую, бездумную, богатую жизнь отца и его друзей, где она сразу познала прелести беззаботной жизни и поняла, что такая жизнь ей нравится!

В романе пять действующих лиц – Сесиль, её отец, подруга покойной матери Анна, любовница отца Эльза и приятель-любовник Сесиль по имени Сирил. Но для меня в романе существуют только два главных героя - Сесиль и Анна.

Сесиль - молодая, полная сил, жадная до удовольствий, уверенная в себе, умная и наблюдательная.
А Анна ... среди всех эпитетов, который подходил бы к словесному описанию образа Анны, я выбрала один-единственный - великолепная!

Именно так. Великолепная Анна из "Здравствуй, грусть" и великолепная Натали из "Немного солнца в холодной воде" - это те женщины, про которых говорят "настоящие". Они умные, проницательные, утончённые и одухотворённые женщины, основа их мировоззрения и существования - высокая нравственность, этические нормы поведения, понимание истинных человеческих ценностей и стойкое неприятие лицемерия и лжи.

Сесиль интуитивно ощущает совершенство Анны и её превосходство над миром, в котором существует она сама, её отец, его любовницы и общество, в котором они вращаются. Анна - представитель высокой культуры чувств, в которой есть искренняя дружба, сострадание к ближнему, проявление нежности и чувство настоящей Любви. Сесиль тяготеет к этому, но ... лёгкая жизнь притягивает сильнее, ведь на неё не надо тратить душевные и духовные силы, порхай себе легкокрылой бабочкой от одного цветка к другому и срывай цветы удовольствия!

Сесиль осознаёт влияние Анны на себя, на отца, на атмосферу их дома. Она чувствует исходящую от Анны силу жизни, восторгается ею, хочет подражать Анне, стать с ней наравне, но ... это так трудно. К тому же Сесиль ощущает в достоинствах Анны опасность для своей беззаботной жизни. Она видит любовь Анны к отцу, тот отвечает ей взаимностью, рядом с Анной отец чувствует  себя счастливым и вслух удивляется, что способен на возвышенные чувства.

Сесиль радуется счастью отца и в то же время досадует - кто такая эта Анна Ларсен, зачем она вошла в их жизнь со своим чуждым, непонятным и трудным миром? Зачем она пытается нарушить устоявшуюся, богемную жизнь отца и дочери - ну не надо мешать им плыть по течению, еле шевеля плавниками, наслаждаясь бездельем, солнцем, любовными забавами и необременительными беседами, ведь это так приятно!

Сесиль решает изменить Анну. Нет, изменить САМУ Анну не получится, но помешать ей вполне возможно. Как талантливый шахматист, Сесиль просчитывает принципы Анны, как слабости, и на них строит свой план.

Она организовывает незначительную, в её понимании, шалость, которая поссорит Анну с отцом и вернёт того в привычную, безмятежную колею. Юная интриганка вовлекает в свою авантюру ничего не подозревающих участников - одного (Сирила) уговорила, другой (Эльзе) нашептала, третьего (Анну) подставила ...вроде предусмотрела всё, кроме одного - люди, подобные Анне, не признают двойственности отношений, они не гнутся, не отступают и не идут на компромиссы.

Как поступили бы мы, окажись в положении Анны? Мы начали бы суетиться, выяснять отношения, устраивать сцены, оправдываться и искать виноватого? ... это ведь так по-советски - бороться за своё счастье!
Анна не борется.
В её любви нет полутонов. Когда она понимает, что случилось и кто автор-вдохновитель случившейся подлости, то делает единственный для себя выбор - уходит. Уходит из жизни девочки, которую любила, как дочь, уходит из жизни любимого человека, вообще уходит из жизни.

Где-то в середине интриги Сесиль спохватывается, она понимает, что зашла далеко, ей жалко Анну, ей жаль Эльзу, Сирила, даже отца, который ни сном, ни духом ... У неё ещё есть возможность прекратить задуманное, и это в её силах, но она убеждает себя, что всё уже поздно. В глубине её подленькой души набирают силу женское коварство и циничный расчёт, она им не противится - этой юной негоднице нравится ощущать себя властелином ситуации и управлять людьми!

Анны нет. Опять свобода. Отец посокрушался и забылся - ведь по официальной версии Анна не справилась с управлением и не вписалась в поворот. А на нет и суда нет.
И только совесть Сесиль знает истинную причину гибели Анны. Совесть изредка подаёт голос и вызывает душевный дискомфорт, но Сесиль заглушает этот въедливый голос правды. Она даже придумала ему другое имя - грусть. И те редкие моменты, когда совесть особенно донимает, Сесиль называет приступами грусти. Это так модно, невзначай погрустить, грусть присуща натурам тонким, нежным, возвышенным ... Грусть - это мимолётное облачко, налетело-улетело, и можно жить дальше. Грусть - это не совесть.

Сесиль жалеет об Анне, ей и в самом деле не хватает этой великолепной женщины, но ... без Анны всё же лучше - бездумно спокойно и безоблачно весело!
Здравствуй, грусть, прощай, грусть - сделки с совестью в зависимости от настроения.
А настроение ... оно у юных девушек переменчивое.

© Мита Пе</cut>

Tags: мнение о книге, моя проза, французская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments