mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Category:

О фильме "Престиж", 2006 г.

"Наши глаза познавать не умеют природу предметов.
А потому не навязывай им заблуждений рассудка".
Лукреций


Посмотрела "Престиж" - англо-американскую экранизацию одноимённой фантастической драмы Кристофера Приста, написанной в 1995 году. Режиссёр Кристофер Нолан, в главных ролях Кристиан Бэйл, Хью Джекман, Майкл Кейн.

Предисловие 1.
Я никогда не читаю перед просмотром фильма рецензии и отзывы, потому что это мешает моему собственному представлению о фильме. Вот и о "Престиже" я знала только то, что фильм вышел в 2006 году, и что в нём играет Хью Джекман. Я даже не знала, что режиссёр фильма Кристофер Нолан. Поэтому я начала просмотр совершенно неподготовленная, с девственно-нетронутым восприятием.

Предисловие 2.
С детства не люблю цирк вообще и фокусы в частности. Меня никогда не вдохновляли, не удивляли и не восхищали манипуляции фокусников, а всякие мелькание шариков, распиливания женщин и говорящие головы вызывали стойкое неприятие. Только однажды я добровольно посмотрела по телевизору трюки Дэвида Копперфильда, но - только из любопытства, ибо, удовлетворив любопытство, осталась к ним равнодушна.
А "Престиж" я стала смотреть, находясь под впечатлением от недавно просмотренного фильма "Иллюзионист" с Эдвардом Нортоном, думала, что это что-то наподобие...

Предисловие 3.
Поэтому можно понять моё разочарование, когда я поняла, что фильм о чисто фокусах-трюках. Но - блестящая работа актёров, замечательная режиссура Кристофера Нолана и сама сказочно-триллерская атмосфера фильма заставляли меня не отрывать глаз от экрана.
К слову, тому, кто будет смотреть эту картину, советую - не отрывайтесь от экрана ни на секунду, иначе ничего не поймёте.

Собственно, о фильме.
Если сказать коротко, то этот фильм о фокусниках-иллюзионистах. Их двое - Роберт Энджер (Хью Джекман) и Альфред Борден (Кристиан Бэйл). В молодости Роберт и Альфред дружили и работали вместе. Они участвовали в номере с погружением в воду, выходили из зала, якобы зрители, и завязывали особым узлом руки и ноги девушке, прыгавшей в воду, так, чтобы она смогла, находясь в резервуаре с водой, освободиться и всплыть. Роберт завязывал ноги, Альфред руки. Однажды Альфред ради эксперимента решил завязать другой узел, в итоге девушка (жена Роберта) не смогла освободиться от верёвки и захлебнулась. С того момента бывшие друзья стали врагами.
Фильм о друзьях-врагах.

В фильме есть инженер-конструктор трюков Каттер (Майкл Кейн).
Он объясняет:
"Каждый фокус состоит из трех частей или действий.
Первая часть называется "наживка". Фокусник показывает вам самый обычный предмет. Возможно, даже просит убедиться в том, что он реальный.
Второе действие называется "превращение". Фокусник берет этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите.
Третья, часть номера называется "престиж". Предмет должен вернуться. Это самая сложная часть фокуса.

Лирическое отступление.
Фильм называется "Престиж" - применительно к третьей части фокуса название фильма понятно, но я провела вылазку в словари и выяснила, что французское слово "престиж" (prestige) имеет несколько значений - первоначально, обаяние и очарование, позднее, авторитет и влияние. Последнее значение нам всем известно. Но есть и третье значение слова "престиж" - это обман, также, как и латинское слово praestīgium - обман, заблуждение. Именно это значение (престиж-обман) связано с манипуляциями-фокусами.

Продолжаю о фильме.
Пути-дорожки бывших друзей резко разошлись. Они оба иллюзионисты-конкуренты. Один пытается выведать секреты другого, и оба всячески мешают друг другу - Энджер отстреливает пальцы на руке Бордена, Борден ломает Энджеру ногу.
Изначально я была на стороне Энджера, (потому что мне нравится Хью Джекман), но постепенно по ходу фильма возникало отчуждение. Сначала им двигало чувство мести за погибшую жену, потом это чувство исчезло, и Энджер стал мстить Болдену просто как сопернику - без великодушия, благородства, только ради уничтожения препятствия на своей дорогеОн - лорд, у него есть средства безбедно жить, но он тщеславен, он хочет быть единственным иллюзионистом, Великим Дантоном, не терпящим конкурентов. И листок с написанным секретом он рвёт потому, что ему уже не нужна разгадка секрета, его враг, его единственный соперник устранён.



И Бордену я не симпатизировала, потому, что была равнодушна к актёру Кристиану Бэйлу (даже в Бэтмане), и потому, что Борден - фигура сумрачная, замкнутая и эгоистичная. Конечно, как герою фильма я должна была ему симпатизировать, ведь он из низов общества, иллюзионные трюки-фокусы не только его единственное призвание в жизни, но и работа ради куска хлеба, тем более, что у него жена, дочка.

О других актёрах.
О Майкле Клейне я уже упомянула, он хорош везде, люблю наблюдать игру этого актёра.
Скарлетт Йоханссон играет помощницу Оливию, сначала она работает у Энджера и любит его, потом у Бордена и любит того. Милая, умная, обаяшка, играет приятно и приятно на неё смотреть.

Очень понравилось, как Дэвид Боуи сыграл физика Теслу. Роль эпизодическая, но запомнилась. Обычно певцы/музыканты не блещут талантами актёрской игры в кинематографе, но здесь редкий случай, когда хороший певец показал себя хорошим актёром.



Заключение.
Повторю ещё раз - фильм надо смотреть без отрыва глаз от экрана. Я только на секунду прикрыла глаза и просмотрела резервуары с утопленными Энджерами, пришлось отматывать назад, потому что в этом фильме важно всё.
Дальше.
Кристофер Нолан талантливый выдумщик, он сам, как маг-иллюзионист, вытаскивает эпизод за эпизодом, как фокусник вынимает из кармана нескончаемую ленту серпантина. Мы привыкли, что в любой картине есть начало, середина и конец, образно говоря, это как взойти на горку и спуститься с неё. У Нолана весь фильм - середина, всё действие - на горке. Даже конец фильма воспринимается неожиданно, настолько сильна его динамика.

Дальше.
Актёрский состав великолепен - все играют, как одна команда, все взаимосвязаны, все звёзды, все блестят, все вместе. Полный накал. После фильма, как после фокуса, хочется думать и разгадывать, что к чему. Сопоставлять, оценивать и удивляться. Но для этого и делаются фильмы!
Tags: американское кино, английское кино, триллер
Subscribe

  • Родительская суббота. 06.03.2021.

    Сегодня Вселенская родительская суббота. В христианстве Родительская суббота — особый день поминания всех умерших христиан, но прежде всего…

  • Метаморфозы марта. 05.03.21.

    Утром проснулась – погода солнечная, небо чистое и голубое, ноль градусов. Весна! Сугробы заметно осели и скоро совсем растают, надеюсь на это. И…

  • Погода 13 февраля 2021 года.

    Снег начался позавчера ночью и продолжал идти весь следующий день, и сегодня идёт весь день. То крупный, то мелкий, то с ветром, а то плавный и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments