mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Три странные миссис Сэвидж

Так случилось, что в спектакле театра им. Моссовета "Странная мисисс Сэвидж" американского драматурга Джона Патрика главную роль в разное время исполняли три наши великие актрисы: Ф.Г.Раневская, В.П.Марецкая и Л.П. Орлова. Лично я видела в этой роли только Раневскую и Марецкую и, к сожалению, не видела Любови Орловой.

Коротко о сюжете лирической комедии в 2-х действиях.

Пожилая дама миссис Сэвидж имеет многомиллионное состояние, доставшееся ей от мужа. Дети Сэвиджа от первого брака, которых героиня вырастила и воспитала, считают, что их приемная мать не в себе, и упекают ее в маленькую психиатрическую больницу с названием "Тихая обитель". Эти высокопоставленные обеспеченные люди не могут пережить того, что их мачеха безрассудно тратит деньги на благотворительные нужды, да еще собирается учредить "Фонд Счастья", чтобы помогать людям осуществлять их заветные желания. Она то ставит надгробие погибшей лошади, то посылает за океан за горсткой родной земли для тоскующего человека, то.... в общем, масса сумасшедших поступков. Но оказывается, что с умом у слабоумной мисисс всё очень даже в порядке -- всё состояние она обратила в ценные бумаги, а последние спрятаны в надежном месте. Надеясь на помощь врачей и персонала лечебницы, дети хотят отнять у мачехи эти бумаги, но проявляют при этом гораздо меньше здравого смысла, чем пациенты "Тихой обители". Миссис Сэвидж их откровенно дурачит, а пациенты больницы ей в этом помогают.

Миссис Сэвидж вовсе не сумасшедшая, какой хотят видеть её родственники, она женщина умная,проницательная, наблюдательная и необыкновенно обаятельная. .
Её перепады настроения - от эксцентрики к лирике, от фарса к трагедии, от буффонады к исповеди - это не от сумасшествия, а от отчаянного одиночества.
Она страдает от своей ненужности, но скрывает страдание под маской легкомысленности и несерьёзного отношения к серьёзным жизненным обстоятельствам. Впечатление от игры Фаины Георгиевны - колоссальное!!!
Зал не раз благодарил её бурными аплодисментами

коллаж.jpg
Мой коллаж с фотографиями героев спектакля (Раневская и Бероев, Марецкая и Орлова) на фоне здания Театра Моссовета.

Я помню Вадима Бероева - партнёра Фаины Георгиевны в этом спектакле. Раневская очень любила Вадима и уважала.
Она говорила : "Партнер для меня все. С талантливыми становлюсь талантливой, с бездарными - бездарной. Никогда не понимала и не пойму, каким образом великие актрисы играли с неталантливыми людьми. Кто и что их вдохновляло, когда рядом стоял некто с пустыми глазами …"

Вадим Бероев нравился Раневской мудростью своих печальных глаз, красивой внешностью, прекрасной фигурой, внутренней культурой и талантом. Он играл почти во всех ее последних спектаклях. Он был тогда уже болен и ушел из жизни непростительно рано. Фаина Георгиевна переживала, она не могла играть "Странную миссис Сэвидж" без Бероева, любила его, грустила.

Фаина Георгиевна говорила: "Любимый актер, прекрасный Вадим Бероев погиб. Роль Сэвидж отдала Орловой, хочу ей успеха."

Из воспоминаний: "Беспощадно требовательная к себе она хотела такой же безоглядной самоотдачи и от своих партнеров. Фаина Георгиевна отказалась играть роль миссис Сэвидж, когда ушел из жизни ее молодой партнер Вадим Бероев, заменить которого актриса считала невозможным!"

Любовь Орлова приняла эстафету роли после Фаины Раневской, но она попала в больницу, и главный режиссер театра Юрий Завадский быстро передал роль своей приме Вере Марецкой, потому что законы театра суровы, и спектакль не мог жить без главной героини.

Вера Петровна на тот момент тоже была сильно больна, но (по мнению режиссёра) эта работа для нее стала бы ниточкой, связывавшей ее с жизнью.

Я видела Веру Петровну в роли Сэвидж, и её игра мне понравилась. Понравился юмор, шутки, грустная ирония в голосе, но взывчатой буффонады Раневской в игре Веры Петровны я не увидела. Вера Петровна, словно памятуя о шумном успехе Фаины Георгиевны, играла более выдержанно, как бы приглушённо, мягко, без лишнего пафоса. Видимо, на ведение роли оказывала болезнь Веры Петровны.

Помню, как в начале спектакля я ловила себя на мысли, что ревниво сравниваю игру Раневской и Марецкой, но потом игра Веры Петровны меня покорила, и когда она вместе с Погоржельским и Консовским вышла на поклон, я благодарно рукоплескала ей от души вместе со всем залом.
Роль миссис Сэвидж тоже стала для Марецкой последней.

Любовь Петровна Орлова репетировала роль миссис Сэвидж и была в любой момент её сыграть. Сожалею, что по каким-то причинам (уж не помню, каким) я так и не увидела мисисс Сэвидж-Орлову. Находясь в больнице, Любовь Петровна переживала, что у неё забрали роль и даже не поставили в известность. Выйдя из больницы, актриса довольно внятно и четко объяснила дирекции театра, что это роль - ее! И в следующем спектакле миссис Сэвидж уже играла Орлова.

Говорят, орловская Сэвидж была изысканно тонка, беззащитно наивна и прелестно молода. Вообще, с этим спектаклем произошел казус.
По мнению критиков-театроведов и по мнению зрителей роль Орловой удалась, к тому же её миссис Сэвидж оказалась моложе того образа, который до той поры связывался лишь с Раневской, и это тоже придало необычную привлекательность спектаклю.

Александров хотел даже сделать аудиоспектакль с голосом Орловой, но не успел - актриса ушла из жизни.

Вот так и получилось, что три знаменитые актрисы сыграли одну и ту же героиню, и почти для всех она стала последней ролью.

три ф.jpg
Ф.Г.Раневская. В.П. Марецкая. Л.П.Орлова


Моё воспоминание опубликовано на сайте "проза.ру" https://www.proza.ru/2010/08/24/973 24.08.2010 16:15
Tags: моя проза, театр, фаина раневская
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments