Мною двигала любовь не к датскому сказочнику и его сказкам, а любовь и уважение к Эльдару Александровичу, как к замечательному режиссёру, талантливому актёру и умнейшему человеку.
Тем более, что, говорят, он уходит из кино, и этот фильм считается его последним творением.
Уже подходя к кассе, я обнаружила, что забыла дома кошелёк. Вернулась домой с пустыми руками, возвращаться в магазин уже не захотелось и покупку отложила до следующего похода в магазин.
А потом, просматривая телепрограмму, с радостью и удивлением обнаружила, что могу посмотреть этот фильм по телевизору, как говорится, не сходя с любимого дивана.
Так и получилось, правда, к началу передачи я всё-таки припоздала - Рязанов уже говорил своё вступительное слово. О том, как подбирали актёров на исполнение молодого и пожилого Андерсена, о том, как уговорили сниматься Тихонова, о том, как режиссёр признателен всем женщинам, задействованным в фильме, и что он их всех любит.
Фильм показался мне длинным, несмотря на то, что было всего две-три рекламы. Смотрела с интересом. Сначала в предвкушении чего-то замечательного, а потом с крутящимся в голове вопросом "а чем это всё закончится?" А закончился фильм моим недоумением - а что я смотрела?
В голове остались только разрозненные отрывки просмотренного кино в виде ярких пятен. Решила не торопиться с мнением о фильме и подумать о нём завтра. Я иногда так делаю - предоставляю своему подсознанию произвести осмысление виденного и вынесение решения: нравится-не нравится.
И вот я сейчас пишу эти строки, так и не придя к однозначному ответу. Скорее всего - фильм мне понравился.
Общий колорит картины, костюмы, городские пейзажи, сам ритм фильма, без утомительных затянутостей сцен, танцевальные эпизоды, игра актёров и, конечно, божественная музыка Алексея Рыбникова.
А если конкретней - то понравился маленький Ганс Христиан, которого целует Бог и обещает ему славу. Но это только несколько начальных минут. Серьёзный и умненький малыш вырос в придурковатого подростка (актёр Станислав Рядинский), который не внушил мне уверенность, что на протяжении фильма может стать серьёзным человеком.
Очень понравилась сцена борьбы Андерсена с собственной тенью, где он указывает тени её место.
Понравилась Галина Тюнина, которая блестяще сыграла сестру Андерсена. Понравился образ Гетти (Елена Бабенко). Ну и , конечно, роль Тихонова, совсем крошечная, но исполненная замечательно!
Вот , пожалуй, и всё, что мне понравилось в этом фильме.
Отрывки, куски, отдельные сцены. Но чем больше я думаю обо всём этом, тем отчётливее понимаю, что этот фильм нельзя воспринимать просто, как биографию писателя Андерсена. Это фильм-загадка, с тайным смыслом, о котором догадываешься не сразу, а исподволь.
Вспоминается лицо Рязанова после его слов: "Мы будем рады, если фильм вам понравится". И - пауза. Вот эта пауза не даёт мне покоя.
Эльдар Александрович, что Вы такое создали? Пустышку или гениальное произведение?
Фильм называется "Андерсен. Жизнь без любви".
Не в названии ли спрятана разгадка?
Яркий до примитивности намёк на то, что бедному Гансу Христиану не везло в любви?
Что его не любили женщины? Ах, он бедный, несчастный сказочник, выливающий свою невостребованную любовь в душевных наивных сказках!!!
Ерунда это, неправда!
Любили его женщины, очень любили. Его любила мать, которая спилась с горя, потому что сын забыл о ней. Любила его сестра, которую он не раз бросал в трудные минуты её жизни и даже отрекался от неё. Любила его чудесная девушка Гетти , но он манипулировал её чувствами, потому что она (и её отец-адмирал) была нужны ему, как поплавок на поверхности жизни.
"Жизнь без любви" - правильное название фильма.
Андерсен, показанный нам Рязановым, жил без любви.
К другим людям.
У него была любовь только к себе. Эгоистичная, сознательная и непобедимая. Это доказывается на протяжении всего фильма. Даже сцена в публичном доме, когда он, рыдая, говорит проститутке, что боится - ему нельзя верить. Он боится потерять не свою невинность, а свою любовь к себе. Не то, чтобы дать любовь кому-то безвозмездно, он даже продать её не в силах, настолько он жаден в своём чувстве к себе.
И когда он признаётся Йени Линд (Евгения Крюкова), что никогда не имел интимной связи с женщиной, то выставляет это, как свой личный подвиг. Я прочла в глазах и в мимике лица Йенни непонимание, недоумение, даже отвращение к этому человеку.
Даже Бог в конце фильма говорит ему: " как мужчина, я тебя не понимаю".
Кто-то мне возразит, что Андерсен добрый, чуткий и отзывчивый, и сказки он писал такие же!
Нет, недобрые у него сказки. До сих пор помню испытанный в детстве ужас от "Девочки со спичками"! Вон он, тёмно-синий томик с золотыми буквами, стоит на полке совсем новенький, практически нечитанный. А в нём сказки, которые считаются детскими. Пусть некоторые из них и заканчиваются хорошо, но это не детские сказки, а описание мира эгоистичного, равнодушного и расчётливого человека.
P.S.Завершается фильм опять мальчиком. На фоне титров он бежит по берегу, гротескно убыстряя свой бег.
Он убегает от зрителей. Почему? Может быть потому, что обманул ожидания Бога?