С первых кадров, когда двое крестьян увидели в реке плывущего по течению утопленника, я поняла, что фильм мне нравится, и что я буду его смотреть до конца. Что интересно, смотрелось волнообразно. Во время просмотра второй серии мне иногда становилось скучно, а один раз даже выключила телевизор - не от скуки, а от перенапряга душевных сил. Было невмоготу смотреть, как в жизни хорошего и честного Шатова, наконец-то обретшему смысл существования в виде жены и ребёнка, идут последние мгновенья.
Кстати, у Достоевского роман заканчивается убийством Шатова, у Хотиненко - этим убийством начинается. То ли для затравки зрительского внимания, то ли это поиск новых форм ... не знаю. В фильме (как и в романе) так много убийств, что роман может легко считаться историческим детективом и даже боевиком.
Да, фильм понравился. У Владимира Хотиненко, как режиссёра, была трудная задача. У Достоевского "Бесы" - это практически одни разговоры, диалоги и монологи, а как эти разговоры передать кинематографически? Хотиненко сделал фильм-расследование, начав с конца и идя к началу, но не прямо, а с заходами в стороны.
Снят фильм прекрасно, с каждого кадра веет эпохой 19 века. Даже лицо главного героя Николая Ставрогина (Максим Матвеев) мне показалось соответствующе-типичным для девятнадцатого века!
Мне всегда становится не по себе, когда обнаруживаю, что красивые внешне люди на самом деле внутри себя безнравственны до омерзения. И внешне положительный Ставрогин из их числа. У Достоевского он считается главным героем, но в фильме главным героем я назвала бы Петра Верховенского, в роли которого блистательно выступил актёр Ленкома Антон Шагин.
Отца Петра Введенского, учителя, профессора в отставке Степана Трофимовича, прекрасно сыграл Игорь Костолевский - он показал образ человека доброго, бесхарактерного и угодливого, к которому даже сын относился неуважительно, но, который позже становится человеком гордым и независимым, уважающим себя в своих собственных глазах. Спасибо Игорю Матвеевичу за убедительное и показательное перевоплощение.
Очень порадовал своей игрой Александр Галибин, показав губернатора именно таким, каким я его представляла по роману. Роль губернатора не главная, но сыгранная Галибиным, произвела на меня сильное впечатление. Как и игра Марии Шалаевой. Я в полном удовольствии от того, как она сыграла Марию Лебядкину-Хромоножку! Получился очень выпуклый и осязаемый образ, мои поздравления актрисе!
Как всегда великолепно сыграл Сергей Маковецкий - в "Бесах" он в роли следователя Горемыкина. Когда я увидела лицо Горемыкина-Маковецкого, то сразу поняла, что дело будет обязательно открыто. И не потому что Горемыкин реальный исторический персонаж, а потому, что уже по умному лицу Сергея Маковецкого становится ясно, что он вскроет противоправные действия, и это поспособствует выявлению правды и справедливому наказанию преступников.
А преступники - это заигравшиеся в детские игры молодые люди "без царя в голове", которые от безделья, от чувства собственного превосходства и презрения к другим, решили побузить против существующего строя - этакие современные террористы, для которых нет ни традиций, ни вековых нравственных устоев, ни святынь ... - Если нет Бога, то я Бог. /"Бесы"/
Это прекрасно иллюстрирует эпизод, когда один из "террористов", армейский капитан, начинает рубить топором икону Николая-угодника, сцена очень сильная! Я понимаю задумку Хотиненко, одним этим эпизодом он передал глубокую мысль верующего Достоевского о безбожниках и об их неприятии Божиих законов. У таких людей даже не конфликт с Богом, а извращённое понимание картины мироустройства. Сыграно настолько впечатляюще, что эпизод рубки иконы тяжело смотреть.
Спасибо художнику картины Владимиру Гудилину - красиво оформил фильм, прямо-таки "в духе Достоевского"!
Спасибо композитору Алексею Айги - музыка не просто украшала фильм, но и помогала раскрытию характеров персонажей.
И ещё в фильме присутствует больная для Достоевского тема детей, и режиссёр Хотиненко не мог оставить эту тему без внимания. Смотрела я на бедную девочку Матрёшку, на сволочь Ставрогина и соглашалась с гениальными словами Достоевского: Никакие богатства мира не стоят слезы ребенка
Тысячу раз прав Фёдор Михайлович Достоевский, сказав в "Братьях Карамазовых": Иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским.

Кадр из фильма. Ставрогин (Максим Матвеев) и Верховенский (Антон Шагин)