Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Достоевский "Бесы". Экранизация.

Телеканал "Россия" показал новый фильм Владимира Хотиненко "Бесы". Я стала смотреть, потому что чувствовала, что мне понравится. Так оно и случилось.

С первых кадров, когда двое крестьян увидели в реке плывущего по течению утопленника, я поняла , что фильм мне уже нравится, и что я буду его смотреть до конца. Что интересно, смотрелось волнообразно. Во время просмотра второй серии мне иногда становилось скучно, а один раз даже выключила телевизор - не от скуки, а от перенапряга душевных сил. Было невмоготу смотреть, как жизни хорошего и честного Шатова, наконец-то обретшему смысл существования в виде жены и ребёнка, идут последние мгновенья.

Кстати, у Достоевского роман заканчивается убийством Шатова, у Хотиненко - этим убийством начинается. То ли для затравки зрительского внимания, то ли это поиск новых форм ... не знаю. В фильме (как и в романе) так много убийств, что роман может легко считаться историческим детективом и даже боевичком.

Да, фильм понравился. У Владимира Хотиненко, как режиссёра, была трудная задача. У Достоевского "Бесы" - это практически одни разговоры, диалоги и монологи, а как эти разговоры передать кинематографически? Хотиненко сделал фильм-расследование, начав с конца и идя к началу, но не прямо, а с заходами в стороны.

Снят фильм прекрасно, с каждого кадра "тянет" эпохой 19 века. Даже лицо главного героя Николая Ставрогина (Максим Матвеев) мне показалось соответствующим - типичным для девятнадцатого века!

Мне всегда печалюсь, когда обнаруживаю, что красивые внешне люди на самом деле внутри себя безнравственны до омерзения. И Ставрогин из их числа. У Достоевского он считается главным героем, в фильме главным героем я назвала бы Петра Верховенского, в роли которого блистательно выступил актёр Ленкома Антон Шагин.

Отца Петра Введенского, учителя, профессора в отставке Степана Трофимовича, прекрасно сыграл Игорь Костолевский - он показал образ человека доброго, но бесхарактерного, угодливого, к которому даже сын относился неуважительно, но, который позже становится человеком гордым и независимым, уважающим себя в своих собственных глазах. Спасибо Игорю Матвеевичу за убедительное и показательное перевоплощение.

Очень порадовал своей игрой Александр Галибин, показав губернатора именно таким, каким я его представляла по роману. Роль губернатора не главная, но сыгранная Галибиным, произвела на меня сильное впечатление. Как и игра Марии Шалаевой. Я в полном удовольствии от того, как она сыграла Марию Лебядкину-Хромоножку! Очень выпуклый и осязаемый получился образ, мои поздравления актрисе!

Как всегда великолепно сыграл Сергей Маковецкий - в "Бесах" он в роли следователя Горемыкина. Когда я увидела лицо Горемыкина-Маковецкого, то сразу поняла - дело будет обязательно открыто. И не потому что Горемыкин реальный исторический персонаж, а потому, что по умному лицу Сергея Маковецкого становится ясно, что им будут раскрыты всяческие противоправные действия, что поспособствует выявлению правды и справедливому наказанию преступников.

А преступники - это заигравшиеся в детские игры молодые люди "без царя в голове", которые от безделья, от чувства собственного превосходства и презрения к другим решили побузить против существующего строя - этакие современные террористы, для которых нет ни традиций, ни вековых нравственных устоев, ни святынь ... - Если нет Бога, то я Бог. /"Бесы"/

Эпизод, где один из "террористов", армейский капитан, начинает рубить топором икону Николая-угодника, я бы не стала включать в фильм. Понимаю задумку Хотиненко, но один эпизод не передаёт мысль Достоевского о конфликте с Богом, и так понятно, что заговорщикам с Богом не по пути, а эпизод рубки иконы тяжело смотреть.

Спасибо художнику картины Владимиру Гудилину - красиво оформил фильм, прямо-таки "в духе Достоевского"!
Спасибо композитору Алексею Айги - музыка не просто украшала фильм, но и помогала раскрытию характеров персонажей.

И ещё в фильме присутствует больная для Достоевского тема детей. И Хотиненко не мог оставить эту тему без внимания. Смотрела я на бедную девочку Матрёшку, на сволочь Ставрогина и соглашалась с гениальными словами Достоевского: Никакие богатства мира не стоят слезы ребенка

Тысячу раз прав Достоевский, сказав в "Братьях Карамазовых": Иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским.
Tags: достоевский, экранизации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments