Л.Толстой "Анна Каренина", ч.8, гл.16
Долгие годы я жила с раздвоением представлений об Анне Карениной. С одной стороны всё вокруг - учебники, фильмы, критики, отзывы, авторитетные мнения твердили о том, что Анна Каренина - это светлый образ честной свободной женщины, бросающей вызов жестокому и закостеневшему в догмах светскому обществу и в одиночку борющейся за право любить и быть счастливой.
С дугой стороны стояло моё активное внутреннее неприятие этого толстовского персонажа. Именно по этой причине я не читала роман. Всё мои попытки начинались и кончались на первом предложении - "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему." И всё - дальше стопор.
Поэтому с Анной Карениной я была знакома только по фильму Александра Зархи 1967 года, где играл букет наших знаменитых актёров - Николай Гриценко, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Ия Саввина, Анастасия Вертинская и др. В роли Анны - Татьяна Самойлова. Этот фильм ещё больше усугубил моё отрицательное отношение к главной героине, но об этом я напишу в другой раз.
Однажды я взяла себя в руки и заставила себя прочитать роман. Так как во мне жило предубеждение против Анны Карениной, то я старалась читать максимально объективно, отбросив всё, что я знала о ней раньше.
Прочла и прислушалась к себе - неа, отношение к Анне не изменилось. Тогда я стала читать второй раз - не спеша, обращая внимание не на сюжет (он уже выучен наизусть), а на слова автора.
Интересно то, что Лев Толстой ни в одной строчке не открывает своего личного отношения к героине, он только описывает внешние очертания этой женщины. Внутренний мир Анны Карениной открывается через диалоги, монологи и её взаимоотношения с другими персонажами романа. Тактичность гениального писателя поражает - он не навязывает своего мнения, он вообще его не показывает, а предоставляет читателю самому решать, что такое Анна Каренина.
Во мне, видимо, так засело анна-каренинское неприятие, что при и при повторном чтении романа оно не изменилось. Как же так? Я недоумевала: ведь авторитеты от литературы утверждают обратное! Например, Набоков в своих "Лекциях по русской литературе" не жалеет для Анны добрых слов - она у него "честная, несчастная, добрая, глубоко порядочная, уважающая мужа, обожающая сына, не терпящая фальши" и так далее и тому подобное.
Я засомневалась. Вооружилась карандашом, я стала читать в третий раз, попутно выписывая из романа некоторые цитаты. Потом я прочла эти выписанные цитаты, как один текст и - обрадовалась. Ах, ах, моя интуиция меня не подвела, Толстой вывел на страницах своего романа не "душку Анну", а безнравственную женщину, безжалостную манипуляторшу и природную эгоистку.
Я уже не говорю о её зависимости к морфию, думаю, именно под его воздействием Анна и бросилась под колёса поезда! А ещё я самонадеянно подумала, что если кто будет мне говорить о "светлом" образе бедняжки Анны Аркадьевны, то я даже слушать не буду, потому что за три раза чтения моё мнение сформировалось окончательно!
Цитата из романа:
"Спасать можно человека, который не хочет погибать; но если натура вся так испорчена, развращена, что самая погибель кажется ей спасением, то что же делать?"
(Часть IV, Гл. XII)
Да, моё мнение сформировалось, но почему-то я не получаю от него удовлетворения. Так и кажется, что я что-то не дочитала, не досмотрела, не поняла в Анне Аркадьевне ... Может, почитать четвёртый раз?