Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

И.Е.Репин. Картина "Славянские композиторы".

С большим удовольствием я перечитала на днях автобиографию Ильи Ефимовича Репина "Далёкое близкое". Перечитывать всегда полезно - открываются пропущенные ранее детали и замечаются новые подробности, которые раньше уходили от внимания.
Например, я словно заново прочла главу о том, как по заказу московского предпринимателя А.А. Пороховщикова Репин создавал большое полотно с изображениями славянских композиторов - русских, чешских и польских. С неменьшим интересом я стала после этого разглядывать саму картину. Репин гениальный художник, он изображал людей с реалистической точностью, поэтому я, любительница музыки, сразу всех узнала, особенно, русских композиторов. Я не знала (и потому не узнала) лишь П.И. Турчанинова и двух чехов - Бредля и Горака, но это даже хорошо - есть причина познакомиться с их творчеством. Что касается сюжета картины, то мне, в отличие от Тургенева, понравилась задумка Пороховщикова - показать известных музыкальных деятелей, так сказать, в одной тусовке, не смотря на то, что к моменту написания картины многих уже не было в живых.

Список фамилий композиторов, которых Репину вменялось изобразить, составил Николай Рубинштейн. У Н.Г. Рубинштейна были свои пристрастия и приоритеты в композиторской среде, поэтому список получился своеобразный, в него не вошли Бородин, Мусоргский, Чайковский и другие.

Когда Репин обратился к заказчику с предложением включить в список Бородина и Мусоргского, Пороховщиков, благоговевший перед Н. Рубинштейном, ответил: "Вот еще! Вы всякий мусор будете сметать в эту картину! Мой список имен музыкантов выработан самим Николаем Рубинштейном, и я не смею ни прибавить, ни убавить ни одного имени из списка, данного вам... Одно мне досадно, что он не вписал сюда Чайковского. Ведь мы, вся Москва, обожаем Чайковского. Тут что-то есть... Но что делать? А Бородина я знаю; но ведь это дилетант в музыке: он - профессор химии в Медико-хирургической академии... Нет, уж вы всяким мусором не засоряйте этой картины!"

На картине изображены двадцать два композитора "всех времён и народов" - большинство из них к моменту написания картины "почили в бозе", и их Репин изображал по портретам, которые доставлял ему В.В. Стасов. Стасов очень близко к сердцу принял идею картины и активно помогал её создавать – где только мог доставал необходимые изображения умерших композиторов (старинные снимки, дагерротипы, старые литографии), а также создавал знакомства со здравствующими музыкантами, чтобы Репин мог написать их с натуры.

С натуры Репин написал только Балакирева, Римского-Корсакова и Направника, их портреты с эскизов и набросков он переносил на полотно, и только Николая Рубинштейна написал с натуры прямо в картину.

"Славянских композиторов" увидел И.С.Тургенев, и картина ему не понравилась. Репин стал было объяснять ему цели своего произведения и подробности работы над ним, но Тургенев прервал его и с досадой сказал: "Ну, что это, Репин? Какая нелепая идея соединять живых с давно умершими!" Репин попытался оправдаться, мол, он не виноват в сюжете, список лиц дан заказчиком, и он не смел даже отступить от состава изображаемых фигур; но Тургенев остался при своём мнении: "Ну, что же, тем хуже для вас, а я не могу переварить этого соединения мертвых с живыми!" И когда картина была уже вывешена в Консерватории, Тургенев не изменил своего мнения - умершим не место рядом с живыми!

Римский-Корсаков тоже "не восхитился" своей фигурой на картине, ему не понравился её "сухой контур".

Готовая картина, выставленная на обозрение в Консерватории (находящейся тогда на Мясницкой), имела у публики успех. "П. М. Третьяков очень желал приобрести эту картину для своей галереи, но его удержала огромная запрошенная за нее цена".

репин славянские композиторы.jpg
Репин И.Е. Славянские композиторы. 1872. Холст, масло. 198×393 см.
Большой зал Московской консерватории, Москва

Копия картины не очень качественная (в Интернете лучше нет), но разглядеть и понять кто есть кто можно.

Центральная группа слева направо: Н.А.Римский-Корсаков (в морской форме), в профиль М.А.Балакирев, он смотрит на М.И.Глинку; между ними В.Ф. Одоевский. Между Римским-Корсаковым и спиной Балакирева сидит на стуле А.С.Даргомыжский, за ним И.С.Ласковский (с красным воротником).

Справа от центральной группы в глубине - сидит А.Ф.Львов (в придворном мундире), к нему склонился А.Н.Верстовский, позади них Д.С. Бортнянский, П.И. Турчанинов и А.Е.Варламов.

В нижней правой части - у рояля братья А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, рядом с Антоном Рубинштейном стоит А.Н.Серов (в светлом костюме).
В глубине за ними группа из 4-х польских музыкантов - Станислав Монюшко (крайний справа, за Н.Рубинштейном)), Фредерик Шопен, Михал Огиньский и Кароль Липиньский (на фоне двери).

Левый край картины - русский композитор Э.Ф. Направник (стоит) и три чешских композитора - Берджих Сметана (с книгой), Карел Бендль и Антонин Горак.
В настоящее время картина Репина украшает стену фойе Московской консерватории.
Tags: композиторы, музыка, описание картин, репин, русская живопись, русские художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments