Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

О картинах с выставки Генриха Семирадского

Выставка Семирадского (186x400, 97Kb) 3-го июля сего года закрылась выставка картин польско-русского художника-академиста Генриха Ипполитовича Семирадского "Генрих Семирадский. По примеру богов". Она проходила в "Новой Третьяковке. Западное крыло" (Крымский вал, 10). Выставка произвела на меня яркое впечатление, вызвала приятные эмоции и чувство радости, которое испытываю и сейчас, вспоминая это знаменательное для меня мероприятие. Мне нравились картины этого художника (вопреки П.М.Третьякову) и посмотреть на них, собранных в одном месте, действительно редкая удача и радость.

Я знала, что на выставке не будет знаменитой картины Семирадского "Светочи христианства", но в глубине души надеялась на чудо: вдруг поляки всё же согласились (на короткое время) привезти картину из Кракова, ведь искусство превыше всех распрей! но надежда и померла надеждой: "Светочей ... " не было, зато были другие 50 картин Семирадского, среди которых я увидела знакомые мне картины (по Русскому музею и Третьяковке) и неизвестные, что также меня порадовало!

Картины для выставки представили не только Русский музей и Третьяковская галерея, но и ГМИИ им. Пушкина, Переславль-Залесский, Серпухов, Саратов, Нижний Новгород, музеи Минска, Еревана и владельцы частных собраний. За свою жизнь художник написал почти 200 полноценных картин, но не все они в силу разных причин прибыли на выставку. Но то, что было выставлено в стенах Новой Третьяковки (бывш. ЦДХ),
оставило глубокие и волнующие впечатления, словно я побывала на празднике жизни!

Генрих Семирадский - уникальный художник. Получил профессиональное образование в Академии художеств и в своём творчестве следовал канонам классической античности. Он воспроизводил сцены из жизни греко-римского общества, но не идеализировал его и не гнался за желанием угодить зрителям. Его картины даже с банальными, повседневными сюжетами возвышенно-утонченные, без грубой чувственности, хотя многие женские персонажи изображены обнажёнными.

Фигуры людей на полотнах показаны не выигрышных позах, как того требовали правила изображения античности, а располагались в непринуждённой естественности и тем самым убеждали в правдоподобности.
Каждая из картин Семирадского - не только сама по себе живописный шедевр, но ещё и красочная иллюстрация к сухим строчкам текстов из учебников по истории с информацией об античном времени.

Я с большим удовольствием разглядывала картины и, конечно, фотографировала себе на память. Здесь помещаю фотографии лишь нескольких из них (а не все 50) и обязательно с рамами, потому рамы у некоторых картин сами по себе произведения искусства!
[Картины и о картинах]
1. "По примеру богов".
Общим названием выставки "Пример богов" послужила одноимённая картина Семирадского.
На ней изображена влюблённая пара, предающаяся любовным ласкам возле скульптуры обнимающихся Амура (сына богини Афродиты) и Психеи (царской дочери). Разумеется, они не берут пример с небожителей, а просто отдаются взаимному, естественному порыву, ведь что на небе, что на земле никто не может избежать всесильного чувства любви.

4.jpg
Семирадский Г.И. По примеру богов. 1877. Холст, масло. 80 × 106 см. Национальная галерея Армении, Ереван.


Картина была приобретена Императором Александром III в 1889 году на выставке в Академии художеств.

2. "Грешница".
2.jpg
Семирадский Г.И. "Грешница". 1873. Холст, масло. 191 × 302,5 см. Русский музей, С.-Петербург.


Картину заказал художнику великий князь Владимир Александрович, будущий президент Императорской академии художеств. Он захотел увидеть на полотне встречу Иисуса Христа с блудницей, о которой написал в поэме "Грешница" А.К. Толстой. Работа над заказом происходила в Риме. Художник умело передал внезапное духовное перерождение падшей женщины под влиянием нравственной силы личности Христа. Картину у Семирадского выкупил за 10 тыс. рублей великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III.
В 1873 году на Всемирной выставке в Вене картина "Грешница" была удостоена медали "За искусство". В том же году после демонстрации картины в Петербурге художнику было присвоено звание академика.

3. "Христос у Марфы и Марии".
Эта картина одна из самых известных работ художника на евангельский сюжет. В 1887 году она была приобретена русским правительством для музея Императорской Академии художеств, а в 1897 году передана в Русский музей.

1.jpg
Семирадский Г.И. Христос у Марфы и Марии. 1886. Холст, масло. 191×303 см. Русский музей. С.-Петербург.


Сюжетом послужила евангельская история о том, как Христос дошел до Вифании и остановился в доме, где жили сёстры Марфа и Мария с братом Лазарем.

Марфа и Мария — встретили Христа с радостью. Мария сразу же уселась у ног Спасителя и благоговейно слушала Его речи о том, что забота о спасении души выше всех других забот. Марфа в это время хлопотала насчёт угощения для гостя. Увидев, что сестра ей не помогает, она сказала Иисусу: "Господи! Или тебе нет нужды, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне". На что Христос ответил: "Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом. Мария же избрала благую часть, которая никогда не отнимется у нее". То есть то, что было сказано Марии (забота о спасении души выше всех других забот), Он сказал и Марфе.

Картина гармонична, композиционно и колоритно совершенна, ненавязчиво знакомит зрителя с простотой жизненного уклада двух женщин. Изображение заставляет поверить в реальность происходящего, это подчёркивается символическими бытовыми деталями, например, заметное место на картине отведено стайке голубей, а голуби - это символ Духа Святого, благословения и божественного Чуда, пришедшего в дом двух женщин.

4. "Доверие Александра Македонского врачу Филиппу".
Эта картина – дипломная работа художника, за которую он был удостоен большой золотой медали, званием неклассного художника первой степени и правом на пенсионерскую поездку за границу.

8.jpg
Семирадский Г.И. Доверие Александра Македонского врачу Филиппу. 1870. год. Холст, масло.
245 × 346,5 см. Минск, Национальный художественный музей Республики Беларусь.


Сюжетом послужило событие из античной истории, описанное Плутархом. В походе против персидского царя Дария Александр Македонский заболел. Врачи не решались его лечить, опасаясь неудачи и гнева царя. Александр обратился за помощью к своему близкому другу, греческому врачу Филиппу. Недоброжелатели и завистники, желая Александру смерти, сообщили ему в письме о предательстве Филиппа, дескать, он подмешал в снадобье отраву, чтобы погубить царя. Александр показал письмо Филиппу, тот прочитал и пришёл в ужас (на картине читает письмо). Доверяя Филиппу, Александр послушно выпил лекарство. Вскоре он выздоровел и вернулся к своему войску.

5. "Римская оргия блестящих времён цезаризма".
Картина была написана в Мюнхене. В 1872 году она была показана в выставочном зале Мюнхенского художественного общества, затем привезена в Петербург на Академическую выставку, где её увидел и приобрёл великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III.

13.jpg
Семирадский Г.И. Римская оргия блестящих времён цезаризма. 1872. Холст, масло. Русский музей. С.-Петербург.


Картина написана по мотивам романа древнеримского писателя Гая Петрония. Тема была трудная, но недавний выпускник Академии художеств блестяще справился со сложностями, сумев объединить архитектурный фон, скульптуры, фигуры полуобнажённых женщин и захмелевших мужчин в единую композицию. Дикость чувственного танца, позы ослабевших от излишеств пития патрициев, оргия, продолжающаяся до рассвета, - времяпровождение сибаритствующих римлян. Даже тело раненного человека на заднем плане (справа) и убийца с окровавленным ножом не привлекают ничьего внимания и сочувствия: все чувства у присутствующих притуплены под действием хмельного угара ... Так художник раскрывает тему падения нравственности в Римской империи, приведшей её к разрушению.

6. "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине"
15аа.jpg
Семирадский Г.И. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. 390 × 763,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


Об этой картине я подробно писала вот здесь, поэтому повторяться не буду, а приведу выдержку из письма художника П.Ф. Исаеву (Рим, 01.12. 1886):

"Не знаю до сих пор, примет ли Россия официальное участие в Парижской всемирной выставке? На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её - Фрина, являющаяся в роли Афродиты на празднике Посейдона в Элевзине. Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В том сюжете я нашёл громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и юный восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, восторг народа-художника, ни в чём не похожий на современный цинизм обожателей кокоток".

7. "Портрет молодой римлянки".
Этюд к картине "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине".
Эта небольшая картина говорит о художнике, и как о талантливом портретисте.

32.jpg
Семирадский Г.И. Портрет молодой римлянки. 1889. Холст, масло. 39,8 х 31, 6 см. Частное собрание, Москва.


В 1872 году художник работал над сложной картиной "Римская оргия блестящих времён цезаризма" и, видимо, речь в письме идёт о ней, но, думаю, эти слова можно отнести к любой картине Семирадского и, в частности, к картине "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине".
Как доказательство, привожу выдержку из письма Г.И. Семирадского родным (июль-август 1872):

"Когда я работаю над своей картиной, эта последняя настолько полностью захватывает всё моё внимание, что о ней все мои мысли, ею живу, - а новости окружающего мира, хотя и доходят до меня каждый день, но так мало меня волнуют, что я их сразу забываю".

8. "Танец среди мечей".
На выставке представлено уменьшенное повторение картины с оригинала 1879 года, оригинал был приобретен графом Александром Орловским, но ныне утрачен. Повторение заказал коллекционер К.Т. Солдатёнков, после смерти которого картина (и вся коллекция) согласно завещанию поступила в Румянцевский музей, а оттуда в Третьяковскую галерею.

11.jpg
Семирадский Г. И. Танец среди мечей. 1881. Холст, масло. 120 х 225 см. Третьяковская галерея, Москва.


Художник показывает одно из приятных (и привычных) развлечений богатых патрициев. Они расположились на террасе и наблюдают за танцем обнажённой девушки, видимо, гетерой, ведь только гетеры имели право присутствовать на мужских сборах и развлекать их танцами, пением и беседами. Танцующей гетере аккомпанируют на кифаре, тибии и бубне три девушки. Под звуки музыки гетера скользит по бревну на кончиках пальцев, и сочетание острых лезвий мечей и опасная близость нежного, обнажённого женского тела будоражит воображение зрителей (и не только патрициев) и приковывает внимание к действию.

Картина очень красива. Она полна негой, наслаждением, чувством скрытой опасности и ощущением праздника. Об этой картине лучше всего выразился польский писатель Генрик Сенкевич: "Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, – даже тогда она была бы шедевром".

9. "Трудный выбор (женщину или вазу?)".
Ещё одна замечательная картина, которая мне очень понравилась. Она - уменьшенное повторение одноименной картины 1878 года, местонахождение которой неизвестно.

17.jpg
Семирадский Г.И. Трудный выбор (Женщину или вазу?). 1887. Холст, масло.
Музей Фаберже, Санкт-Петербург


На картине изображено помещение в доме богатого патриция, куда фригийские торговцы привезли товары для продажи. Перед седовласым патрицием стоит сложная задача – выбрать что-то одно: молодую и красивую женщину-рабыню или прекрасную китайскую вазу. Пожилому патрицию нравится оба предлагаемых товара: и девушка, и ваза, но купить он может что-то одно. Поэтому он сидит в задумчивости, держа вазу, но устремив взгляд на рабыню. Нелёгкий выбор для пожилого человека! Зато стоящий рядом молодой человек (возможно, его сын) смотрит на обнажённую девушку с видимым вожделением, он точно выбрал бы не вазу, а её!

Внешний вид патриция говорит о том, что пора телесных утех для него уже прошла, но воспоминания о сладости обладания женщиной заставляют его медлить с выбором. Молодая красавица и древняя ваза для него теперь уравновешенные ценности, и каков выбор лучше - сложная задача. Так художник завуалировано обрисовал тему старости и молодости.

10. "Отдых патриция".
21.jpg
Семирадский Г.И. Отдых патриция. 1881. Холст, масло. 99 × 155,6 см. Частное собрание, Москва.


На картине изображён пожилой человек в античном одеянии с равнодушным видом восседающим на мраморной скамье. Рядом весёлый молодой человек, делящийся с ним рассказами о радостях жизни. Служанка наливает из кувшина порцию вина, но пресыщенного жизнью патриция ничто не радует, ему скучно, грустно и неинтересно. О чём он думает? На скамье лежит свиток со стихотворением древнегреческого поэта-лирика Анакреонта (его имя написано красными буквами). Строчки стихотворения поясняют смысл картины:

Как пьёт земля сырая,
Так из земли - деревья
А море пьёт из речек,
А солнце пьёт из моря,
А месяц пьёт из солнца.
Друзья мои, за что же
Вы пить мне не даёте?
/перевод М.Л. Гаспарова/


11. "Опасный урок".
5.jpg
Семирадский Г.И. Опасный урок. 1886. Холст, масло. 55 х 108 см. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.


Мальчик с луком уже выстрелил в нарисованную мишень горгоны Медузы и озорно посматривает на любовную пару, сидящую на шикарной мраморной скамье. Маленький стрелок являет собой как бы воплощение бога любви Амура (Эрота), он провоцирует влюблённую парочку последовать его примеру - выпустить стрелу в голову горгоны Медузы. Но стрельба из лука в мишень с Медузой – это опасная игра, чреватая превратностями любви и опасными поворотами судьбы.

Для лучшего понимания смысла картины художник использовал изображения-подсказки из древнегреческой мифологии.
Первая подсказка - барельеф на скульптуре с изображением нереиды Амфитриты, которая была похищена морским богом Посейдоном и насильно ставшей его женой.

Другая подсказка – миф о Медузе. Этот миф изложил Овидий в своих "Метаморфозах". Посейдон в образе птицы преследовал прекрасную девушку Медузу. Спасаясь от любвеобильного бога, Медуза спряталась в храме богини Афины, но Посейдон настиг её там и изнасиловал. Боги разгневались на Медузу за осквернение храма и приказали Афине наказать её. Афина превратила красавицу с роскошными волосами в страшилище со змеями вместо волос. Один только взгляд Медузы превращал любого смотрящего на неё в камень.

Сюжет картины с отсылом на мифы, служит предостережением для смертных, ибо "что позволено Юпитеру, не позволено быку" (Quod licet Jovi, non licet bovi).

Продолжение следует.
Tags: выставки, генрих семирадский, новая третьяковка, описание картин, третьяковская галерея
Subscribe

Posts from This Journal “генрих семирадский” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments

Posts from This Journal “генрих семирадский” Tag