На их фабриках работало 50 тысяч рабочих, которые создавали богатство этой семьи, так что о деньгах Морозовы не беспокоились. Когда после революции 1917 года текстильные предприятия Морозовых были национализированы, их общий капитал составлял более 110 миллионов рублей.
Основателем династии Морозовых был Савва Васильевич Морозов(1770-1860), происходящий из крепостных крестьян. Обладая талантом предпринимателя, Савва Васильевич открыл свое дело и так преуспел, что в 1821 году смог выкупить у помещика Рюмина за 17 тысяч себя и свою семью с сыновьями Елисеем, Захаром, Абрамом и Иваном. Пятый сын Саввы Васильевича, Тимофей, родился уже вольным.
Дети Саввы Васильевича прославились на всю страну, как толковые промышленники, и каждый из них много полезного сделал для себя и государства. Их судьбы интересны каждая по-своему, но меня сейчас интересует линия Абрама Саввича Морозова, от которого пошли знаменитые русские коллекционеры.
Чтобы добраться до коллекционеров Ивана и Михаила Морозовых, я воспользуюсь способом, который подсмотрела в "Короне российской империи", где персонаж фильма тянет время, припоминая Ветхий завет (Авраам родил Исаака, Исаак родил Иоанна, Иоанн родил Иуду и т.д.).
В моём случае это звучит так же, но с другими именами:
Савва Васильевич родил Абрама Саввича, Абрам Саввич родил Абрама Абрамовича, Абрам Абрамович родил Ивана Абрамовича, портрет которого Серов изобразил на фоне картины Анри Матисса (здесь), а также Михаила Абрамовича, которого также нарисовал Серов.
Вот ради портрета Михаила Морозова я и вспомнила родословную Морозовых.
Серов В.А. Портрет М. А. Морозова. 1902 год.
Холст, масло. 215 x 80 см.
Москва, Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский пер. Зал 42
На портрете Валентина Серова изображен представитель крупного купеческого рода Михаил Абрамович Морозов (1870 - 1903). Он - один из богатейших людей в России, имел университетское образование, владелец Тверской мануфактуры бумажных изделий, промышленник, общественный деятель, меценат и коллекционер. В кругу московской элиты имел прозвище Джентльмен.
Михаил Абрамович начал собирать коллекцию произведений искусства с 23-х лет.
В коллекцию Михаила Абрамовича входили иконы, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, работы известных русских и европейских художников.
По завещанию Морозова часть его коллекции в 1910 году была передана в дар Третьяковской галерее.
Если брат Михаила, Иван Морозов, представлен человеком интеллигентным, любознательным, приветливым и мягким, то Михаил изображён человеком решительным, уверенным, твёрдо стоящим на ногах в прямом и переносном смысле. Серов, сразу ухватил в Михаиле Морозове его предпринимательский талант и веру в себя (и в свои деньги) и изобразил Морозова в полный рост с широко поставленными ногами.
Сам Михаил Морозов оценил монументальность своего образа, увидев в нём свою финансовую состоятельность, несгибаемую уверенность в себе и общее выражение характера человека-дельца. Чтобы подчеркнуть эти особенности, Серов расположил портрет на вертикальном холсте и ограничил его ширину так, чтобы фигура едва помещалась в этом тесном пространстве. Такое расположение объекта позволило художнику показать размах натуры Морозова и безбрежность его деятельности. К тому же небрежно нарисованный сюртук, застёгнутый на одну пуговицу из-за телесных объёмов, подсказывает зрителю, что идеалы Морозова выходят далеко за пределы его забот о себе. Гораздо чётче запечатлены атрибуты обстановки за спиной Морозова: лестница, зеркало, скульптуры – всё это помогает понять осязаемый облик человека, увлечённого собирательством.
Не удосуживаясь взглянуть глубже в портретные образы Серова, критики обвиняли его в шаржировании и карикатурности изображений, например, Михаила Морозова на портрете сравнивали с кабаном, "выскочившим на охотника и остановившимся с разгону".
Однако самому Морозову портрет понравился, и он остался доволен живописным воплощением самого себя. Когда Серова спросили, доволен ли он сам своей работой, художник замысловато ответил: "Забавно, что они довольны".
Портрет Михаила Морозова работы В.А. Серова нашёл своё место в особняке коллекционера на Смоленском бульваре, 26/9.
Через год после создания портрета Михаил Абрамович умер, ему было 33 года. Похоронен в Москве на кладбище Покровского монастыря, что у Покровской Заставы (Абельмановская Застава).
Маргарита Кирилловна Морозова (слева) супруга Михаила Абрамовича, с детьми на фоне портрета своего мужа работы Валентина Серова. Справа Мика, которого тоже рисовал Серов.