Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe (mi_ta_pe) wrote,
Татьяна, ник в ЖЖ mita_pe
mi_ta_pe

Categories:

Ирина Александровна Антонова - бесценное достояние русской культуры.

Сегодня Ирине Александровне Антоновой исполнилось бы 100 лет. До этой даты она не дожила – умерла 30 ноября 2020 года в 98 лет. Причина смерти - коронавирусная инфекция в сочетании с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Если перечислить только главные звания и должности И.А.Антоновой, то она - доктор искусствоведения, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения, академик Российской академии образования и Академии художеств. С 1961 года И.А. Антонова директор (а с 2013 президент) Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

И.А. Ант.jpg
И.А. Антонова - 1922-2022.


Она вспоминала: "Если честно, долгое время я считала, что неправильно выбрала профессию. Я очень люблю видеть результат, а в музее до результата дойти трудно. В молодости я была очень спортивная и не отличалась усидчивостью. Я пришла в музей в 1945 году. Тогда сюда начали возвращаться экспонаты после эвакуации. Признаться, думала, что ненадолго. Холодно, неуютно, пусто… И тут стали приходить дрезденские ценности: Рафаэль, Боттичелли, Ватто, Веласкес. Началась такая интересная жизнь!"

В годы советской идеологии многое было под запретом, поэтому деятельность Ирины Александровны на посту крупнейшего музея была особенно ценна. В 1956 году Антонова принимала активное участие в организации первой в Москве выставки работ Пабло Пикассо. в 1974 году, благодаря усилиям Ирины Александровны, в СССР привезли знаменитую картину Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Именно Антонова способствовала открытию выставок "Москва — Париж" и "Москва — Берлин".

Совместно со Святославом Рихтером Антонова организовала в Пушкинском музее музыкальные фестивали "Декабрьские вечера Святослава Рихтера".

При И.А. Антоновой были подняты из запасника и выставлены в экспозиции коллекции нового западного искусства, шедевры Дрезденской галереи, работы импрессионистов и постимпрессионистов, зрители увидели полотна Сезанна, Ван Гога, Пикассо, Матисса, Леже ...
Открылся Музей личных коллекций.
Создавались новые формы взаимоотношений музея с посетителями, расширился контингент — в музей начали приходить не только взрослые, но и дети.

Воспитанная на ценностях советского общества, И.А. Антонова в течение всей жизни не изменяла своим политическим принципам и взглядам, она высказывала их в многочисленных интервью. Ирина Александровна была противницей разделения общества по материальному признаку и говорила: "Невозможно, чтобы недра страны — газ, нефть, лес, другие природные богатства — принадлежали отдельным людям. Такого не может быть, в России особенно!"

Из интервью Антоновой: "Я всегда стояла за новое, хоть и имела за него выговоры — как за выставку Александра Тышлера в 1966 году или первую в России выставку Марка Шагала.
Свой орден Почетного легиона я получила именно за это — за прогрессивный взгляд и за то, чего никто не делал как минимум на музейных площадках. Мы показывали русское вместе с зарубежным и смешивали старое с новым, показывали материал, который нигде больше не был возможен. Так что, чего в музее не было — это как минимум консерватизма".

Ирина Александровна Антонова отдала Пушкинскому музею свою жизнь, любовь и творческое горение. Передав директорский пост Марине Лошак и став президентом ГМИИ им.Пушкина, она продолжала мечтать о будущем отечественного искусства, о его месте в жизни каждого человека и о готовности зрителей испытывать органическую потребность в посещении музеев, чтобы увидеть не репродукции в альбомах, не виртуальные картинки в Интернете, а подлинные произведения настоящих мастеров:

"Я работник музея, я должна заботиться о зрителях, делать выставки. И всё же у меня есть мечта. Я мечтаю увидеть зелёные листочки – рождение нового искусства. Но пока не вижу той почки, из которой оно вырастет. Сегодня есть хорошие художники, и они ищут эти почки. Но им трудно очень! У нас происходит невероятный перелом, если говорить о культуре. Я его чувствую хребтом и кожей. Вы поймите, я не против интернета. Просто надо баланс найти – между готовностью удовлетвориться репродукцией и желанием увидеть оригинал. Над этим сейчас должны работать все интеллектуалы".
Tags: гмии, гордость нации, даты радости, искусство, история россии, музеи москвы, скорбная дата
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments